Видео | Обучающие материалы Многие знают эту песню из мультфильма Холодное сердце. Она достаточно сложная и широкая по диапазону. Нижняя нота песни - это Фа малой октавы, тогда как верхняя - ми второй октавы. Не каждая вокалистка готова спеть эту песню в оригинальной тональности. Поэтому многие ученики отказываются брать ее в репертуар, считая, что могут не потянуть и не хотят тратить время. Я же говорю, никогда не надо сдаваться и разучивать песню можно по частям. Обычно еще можно поменять тональность, но в случае с этой песней, двигать ее выше - ниже трудно, ведь или вам будет слишком низко или высоко. Хотя, если у Вас есть низкие ноты, может на 1-2 полутона и получиться опустить тональность. Как и для сопрано повысить на полтона возможно. Но чаще всего в караоке тональность не меняется и лучше все таки уметь петь песню в оригинале. Поэтому я предлагаю Вам мои видео уроки для улучшения звучания и расширения диапазона и отдельным видео разбор этой песни. Смотрите и учитесь, а в комментариях поделитесь, как получается! Все говорят, что дыхание важно при пении, но мало кто понимает, как эффективно его натренировать и использовать в пении. Часто преподаватели используют верные дыхательные упражнения во время разминки, но их недостаточно, для понимания полрной картины. Ведь нужно уметь вовремя сделать нужный вдох, удержать опору с помощью диафрагмы, а потом сделать выдох так, чтобы получился насыщенный звук до конца вокальной фразы. Поэтому я опишу здесь необходимые упражнения и информацию по этому вопросу. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой тренирует короткий резкий вдох и выдох. Это помогает научиться делать быстрый вдох, когда в песне много слов и быстро переключаются слова, дыхание нужно взять вовремя. Также эта гимнастика тренирует диафрагму, делает ее более упругой и дает почувствовать ее. Этого недостаточно, ведь если делать только эту гимнастику и не знать про длинный выдох, пение будет неполным. Длинный выдох можно тренировать на такие звуки, как Сссс, Ффф, Пффф, Тххх, Хааа и другие сочетания звуков, способствующие выдоху. Когда такой навык есть, ноты звучит долго, объемно и чувствуется мощь голоса. Если объяем легких небольшой, то хорошо еще уметь задерживать дыхание на вдохе (набрать воздух и удержать), на выдохе (выдохнуть и задержать) и уметь выполнять выдох с довыдохами с интервалом в секунду. Это помогает увеличить объем легких и время выдоха. Распевки на длинные интервалы помогают также развить дыхание и научиться держать опору долго. Занятия йогой тоже помогают пользоваться дыханием, но одних их недостаточно без всего вышеупомянутого. Попробуйте экспериментировать с разными упражнениями на дыхание, отслеживать свои слабые места, делать упор на их укрепление. Если Вы не знаете, в чем именно у Вас пробел по дыханию, присылайте мне свои записи или записывайтесь на урок по скайпу или в студии и я Вам с этим помогу. Часто приходят ученики с просьбой сделать их голос громче. Голос звучит вяло и невыразительно. Давайте разберем, почему так происходит. Итак, причины тихого голоса: - Недостаточно дыхания берется вначале вдоха и выдается на выходе. В таком случае нужно уделить время дыхательным упражнениям. Делайте дыхательную гимнастику по Стрельниковой, отдельно тренируйте длинный вдох и выдох. Контролируйте вдох во время распевок и отмечайте места в песнях, где нужно вдохнуть.
- Недостаточно атаки на звуках вначале фраз. Согласные и гласные звуки нужно атаковать резко, четко. Если атака смазанная, то дальнейшая нота не держится, сползает и звучит вяло. Тренируйте атаку на звуки Хэй, Да и вообще на все звуки отдельно, а потом совмещайте со словами. Помогут и скороговорки. Записывайте свой голос на диктофон и сравнивайте, стало ли громче, чем в предыдущих дублях.
- Слабый тонус тела. Нехватка сил, ослабленные мышцы. Тут голос напрямую зависит от физического состояния тела и рекомендуются занятия спортом, налаживание режима сна и отдыха, лечение заболеваний, если они есть.
- Застенчивость, привычка говорить тихо из-за страха быть замеченным. Тут поможет работа с психологом и параллельное выполнение предыдущих рекомендаций, а также контроль за собой, чтобы поменять привычку.
- Отсутствие опыта. В данном случае большой проблемы нет. Регулярные распевки с преподавателем и самостоятельно дадут результат и через какое-то время голос всегда будет звучать на хорошей громкости, главное не переборщить.
- Проблемы с голосовыми связками. Тут могут быть какие-то повреждения связок, заболевания типа ларингита или тонзилита. Давить на такие связки не стоит, постарайтесь вылечить заболевание и развивать голос плавно, не ожидая быстрой скорости развития. Лучше подстраивайте песни под свой голос, а не наоборот.
Пришлите запись своего голоса на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и я расскажу какой вариант относится к Вам и дам советы. А если хотите улучшить звучание своего голоса, записывайтесь ко мне на уроки по скайпу или в студии в Москве, как связаться смотрите в разделе Контакты. Для начинающих предлагаю план эффективного урока: - Дыхательные упражнения по Стрельниковой + дополнительные - 7 минут
- Звуковые упражнения: поиск звука в теле, звуковой цигун - 3 минуты
- Артикуляционная гимнастика: массаж лица, челюсти, убирание зажимов - 5 минут
- Распевки по диапазону вверх и вних: разогревающие, на дыхание, на гибкость голоса, на звучание гласных, на атаку - 15 минут
- Сольфеджио по В. Кирюшину или Калмыкову-Фридкину - 10 минут (добавляется при проблемах с попаданием в ноты)
- Если нет проблем с попаданием в ноты, вместо сольфеджио можно увеличить время пения песен или изучить вокальные приёмы по запросу: йодль, расщепление, субтон, фальцет, микст, бэлтинг, штробас. Или добавить джазовые и другие стилевые распевки.
- Пение песен. Сначала что-то легкое в рабочей зоне диапазона голоса. Далее материал посложнее. При проблемах с попаданием в ноты- разбор песни по нотам. При проблемах на крайних нотах - коррекция тональности. Если песни подходит по тональности и получается попадать в ноты, то переходим к коррекции звука, развитию артистизма и эмоциональности в песне, выучиванию наизусть, пению в микрофон и к записи. 20 - 30 минут
Получается час интенсивного занятия. При желании можно заниматься 1,5 или 2 часа, тогда можно увеличить количество распевок и песен или сделать темп занятия более медленным, если так легче уваивается материал. Арриго Пола: "Как я учил Паваротти." "Когда в 1955 году Фернандо Паваротти привел ко мне своего сына, я сразу понял, что у того необыкновенный голос, и согласился взять юношу в ученики. В течение двух с половиной лет он каждый день, иногда даже в воскресенье, приходил ко мне заниматься. Я считал, главное, что ему нужно в его возрасте, — это правильно освоить вокальную технику, потому что верная постановка голоса и точное правильное дыхание — основа всякого пения. Долгое время мы работали только над дикцией и занимались вокализами, чтобы довести до автоматизма четкое произношение и безошибочную технику пения. Наконец, после нескольких месяцев таких занятий мы начали работать над партитурами «Риголетто», «Богемы», над всеми главными партиями тенорового репертуара. Паваротти трудился с огромным увлечением. Я сам считался тенором достаточно известным, и Лучано оставался одним из моих поклонников. Возможно, это повышало его усердие. В любом случае, он оказался превосходным учеником. Занимался упорно и с большим увлечением. Помимо голоса, второе его важное качество как певца — ум. Когда я объяснял что-нибудь или показывал, как воспроизвести звук, он сразу улавливал самую суть. Учить его не составляло труда: он все схватывал на лету. Я старался выработать у него певческую технику, которая отличалась бы чистотой, естественностью, непосредственностью… ту самую, какая имеется у него сегодня, какая радует и доставляет удовольствие. Сейчас существует некоторая путаница в вокальной педагогике. Есть множество различных учителей, и у каждого своя система. Это плохо. Единственный правильный метод — тот, который отвечает индивидуальности ученика. Невозможно заставить голос совершать то, чего не пожелала дать ему природа. Надо стараться подобрать такой прием пения, какой был бы подобен тому, как этот человек говорит. Когда Лучано разговаривает, вы ясно слышите каждое слово. То же самое происходит, когда он поет. Он произносит каждый звук очень отчетливо, и это чрезвычайно важно для публики. Одна из основных задач педагогов — добиться, чтобы ученик сам умел оценить свои способности и верно понять, что в его силах, а что — нет. С Лучано в этом плане я почти не знал никаких проблем. Нередко случается, что ученик приходит к тебе уже со множеством плохих привычек и неверных установок. Даже если он никогда прежде ни у кого не занимался, то, несомненно, слушал других певцов и невольно перенял какую-нибудь манеру пения. И если она оказалась для него неверной и к тому же упрочилась, то исправить что-либо крайне трудно… порой невозможно. Многие голоса с прекрасными возможностями пропадают именно из-за этого. У Лучано было очень мало плохих привычек, к тому же ни одна из них не стала губительной. Поэтому я и не начинал «строить» его технику с нуля. У него не нашлось неустранимых недостатков, и занимался он с увлечением. После усердных занятий в течение года Лучано прекрасно владел двумя октавами. Его голос усиливался постепенно — как вверх, так и вниз и с одинаковой чистотой звучал на низких, на высоких нотах и в среднем регистре. Сегодня он полновластный хозяин своего вокального аппарата. Никто не может упрекнуть в чем-либо технику Лучано, его дыхание, дикцию, фразировку. Очень помогло и то обстоятельство, что певец наделен идеальным слухом и врожденной музыкальностью. Без этих данных невозможно было бы научиться всему, что он освоил. Если бы все сводилось только к памяти и умению запомнить то, чему тебя учат, музыка омертвела бы. В гораздо большей степени необходимы природные способности. Но самый главный учитель артиста — это сцена. Перед публикой ты один. Нет рядом твоего старого учителя, который вел бы тебя. Только ты сам в силах понять, что тебе следует делать, а чего надо избегать. Кроме того, на сцене многому можно научиться, если выступаешь рядом с опытными, великолепными певцами. После того, как будет освоена правильная техника, вернее, техника, подходящая именно для твоих природных голосовых данных, она станет автоматической, и твой голос сохранится дольше. Помню, когда я пел в «Богеме» в театре Сан-Карло в Неаполе, там гастролировал и Беньямино Джильи. Ему исполнилось шестьдесят лет, но он спел в один вечер «Сельскую честь» и «Паяцев», причем без малейших следов утомления, изумительно. Лучано может рассчитывать на столь же длительную вокальную жизнь. Если ты освоил правильную технику, голос всегда в твоем распоряжении, всегда, когда тебе это нужно. Лучано занимался у меня два с половиной года, а потом я подписал контракт, по которому мне пришлось надолго уехать в Японию, и я отвел его к лучшему педагогу, какого знал в наших краях — к маэстро Кампогаллиани из Мантуи. Он продолжал заниматься с ним с того этапа, на котором остановились мы. Многие педагоги способны подготовить с певцом ту или иную партию, но очень мало таких маэстро, которые могут научить петь. Кампогаллиани один из них. Он действительно знает, как это сделать. С самого начала у меня не было ни малейшего сомнения относительно будущего Лучано. Я знал, что он станет величайшим тенором. И убеждали меня в этом не только его голосовые данные, но и отношение к работе: полнейшая отдача, серьезнейший подход, сосредоточенное внимание. Он приходил ко мне не просто так, от нечего делать, лишь бы позаниматься немного, а с твердым намерением усовершенствовать свой голос." |